П А М Я Т К А Модель проведения
мастер-класса
Этапы работы мастер-класса
|
Содержание этапа
|
Деятельность участников
|
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и
задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей
и воспитательной).
|
Приветствие,
вступительное слово мастера, необычное начало занятия объявление
темы.
|
Встраиваются в
диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
|
Основная
часть.
Содержание
мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
|
Методические
рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов,
используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов)
с комментариями.
|
Выполняют задания в
соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление
выполненных работ.
|
Заключительное
слово.
Анализ ситуации по критериям:
-овладение общеинтеллектуальными
способами деятельности;
- развитие
способности к рефлексии;
-развитие
коммуникативной культуры.
|
Организует обмен
мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
|
Рефлексия –
активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
|
Мастер-класс – это эффективная
форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического
мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в
образовательном процессе. Главное в
технологии проведения
мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Алгоритм проведения
мастер-класса · Презентация педагогического опыта педагога - мастера. · Обоснование основных идей эффективной педагогической
технологии. · Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера
(описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои
разработки). · Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера. · Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной
педагогической технологии. · Представление урока (занятия) или системы уроков. · Рассказ педагогам о системе уроков в режиме эффективной
педагогической технологии. · О проекте открытого урока (занятия). · Определение основных приемов и методов работы, которые
будут демонстрироваться. · Краткая характеристика обученности, обучаемости учащихся,
воспитанников (реальные учебные и воспитательные возможности, состояние
здоровья), обоснование результатов диагностики, прогноз развития
учащихся. · Доказательство результативности деятельности учащихся,
воспитанников, положительной динамики в состоянии соматического или
психического здоровья, свидетельствующие об эффективности использования
педагогической технологии. · Вопросы педагогу по изложенному проекту. · Открытый урок (занятие) или имитационная игра со
слушателями, где демонстрируются приемы эффективной
работы с учащимися (воспитанниками). Слушатели одновременно играют две роли:
учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом
уроке. · Моделирование. Самостоятельная работа слушателей по разработке
собственной модели урока в режиме урока мастера (Мастер выступает в роли
консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет
ею.) · Рефлексия. · Анализ урока (занятия), сделанный педагогом-мастером. · Вопросы слушателей к педагогу по проведенному уроку
(занятию). · Общая дискуссия. · Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и
предложениям. Рекомендации по
подготовке мастер-класса · 1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите
проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой. · 2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы
хотите достигнуть на мастер-классе. · 3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу
тему занятия и представляющие интерес для «учащихся». · 4. Подберите технические средства (минимально) и различные
формы работы к данным целям и задачам. · 5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного,
которые раскрывают ведущую педагогическую идею. · 6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел
мастер-класса. · 7. Составьте подробный план занятия. · 8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед
началом мастер-класса. · 9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно. · 10. Когда все готово — дайте команду организаторам,
что можно начинать. Рекомендации по
проведению мастер-класса · 1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с
разными интонациями (не монотонно). · 2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики
тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу
своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках. · 3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию. · 4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы
на мастер-классе неприемлема. · 5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока
зрителям и жюри не понятен предмет преподавания). · 6. Это урок не для профессионалов данного направления.
Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы,
которые волнуют всех. · 7. Используйте новые информационные технологии только если
они органично входят в вашу идею урока. · 8. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а
органичным элементом урока. · 9. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А
если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону. · 10. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников. · 11. Не бойтесь задавать трудные вопросы. · 12. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками». Подготовила Калита
Виктория,
методист Харцызского
ММК
|