Как
создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовить
ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди
одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое
испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается
детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое
отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких
людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие
исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим
мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши
добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и
рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть
информацией, которая позволит ему не теряться . Как правило, дети этого
возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама».
Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона,
домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке
свои вещи . Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он
умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную
процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и
карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие
родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И
ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и
неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем
блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и
быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление
родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не
возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В
некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия
всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще
прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в
школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка
учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в
присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть
эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле
дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с
родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день
рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в
программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку
в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь
невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать
на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно
отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с
разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените
правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные
— проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте
хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка
на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит
самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало
семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны
войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь
трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и
команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите
их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он
вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство
уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке
так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к
своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На
прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно
сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей
семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится
туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности
в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем
более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно
раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.
(Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими
пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок
потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это
будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию
несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно
принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в
человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного
воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным
столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование
семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное
дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в
повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое
мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать
праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень
подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка.
Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла,
батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и
больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол.
Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой
тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе
понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки,
повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по
улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на
слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и
удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на
первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и
вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте
за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений
за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним
все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в
радость учения. Определите общие интересы. Это могут быть как
познавательные интересы/ любимые мультики, сказки, игры/, так и
жизненные / обсуждение семейных и др. проблем/
13.Начинайте» забывать» о том, что Ваш
ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг
обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой ты у нас уже большой, мы даже
можем доверить тебе помыть посуду / вымыть пол, вытереть пыль, полить
цветы и т.д./ Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном
бюджете /например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя
сумму на тот и другой продукт/. Ставьте в известность об отсутствии
денег в семье, ходите в магазин вместе.
14.Не ругайте, а тем более не
оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства
ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома
обязательно поговорим на эту тему».
15.Научите ребёнка делиться своими
проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со
сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так
Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
16.Постоянно говорите с ребёнком.
Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре, цирке, кино – пусть
расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно,
задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал , что Вам это действительно
интересно. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его
познавательный интерес никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда
смотреть на мир глазами Вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого –
основа для взаимопонимания.
17.Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о
том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только
нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень
притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только
чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не
отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или
сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их
должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений.
Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины,
доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.
Он артист, но его слушатели и зрители не
аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач,
но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда
хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.
С.Л.Соловейчик
Источник: http://kids.to-var.com/index.php/deti/school/469 |