ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ…
«Если в начальной школе дети мало читали, мало
мыслили, то у них складывалась структура малодеятельного мозга»
В.А.Сухомлинский
Эксперименты, проводимые в последнее время, показали, что
быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств
совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей
школы.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной
речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости
приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой
скорости достигается лучшее понимание текста.
Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики,
заканчивающие начальное обучение?
«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов,
то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального
обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем
примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от
100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели
скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова
закономерность».
Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не
длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что
запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть,
то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим
освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе
не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны
упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама
усаживают своего ребенка, и говорят следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока
не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой
обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту
коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама
допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка
желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась
тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает
его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего
чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок
прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребенок
просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел
картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять
посмотрел картинку.
Громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в
ежедневную привычку ребёнка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного
чтения, необходимо создавать ситуацию
интереса окружающих, слушающих его чтение.
Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный
интерес к содержанию рассказа. Очень важно во время чтения быть предельно
сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.
Как научить малыша любить книги
1.Читайте сами. Ребёнок, видя книги в руках у родителей, сделает
вывод, что это интересно.
2.Пусть в доме будет много разных книг.
3.Детские книги должны лежать там, откуда малыш сможет сам
их достать.
4.Читайте вслух! Артистично и увлеченно! У ребёнка
останется особо яркое впечатление, если родители будут читать по ролям, звенеть
колокольчиком, когда прилетит фея, и т. д.
Когда ребёнок уже умеет читать сам:
1.Начните читать ему вслух, но на самом интересном месте
вспомните о срочном деле, и предложите ребёнку дочитать самому.
2.Подбирайте книги, чтобы они были интересными, нескучными,
несложными, красочными.
3.Если вы посмотрели
интересный фильм, купите книжку, по которой он снят, и предложите ребёнку её
прочитать вместе.
4.Техника чтения формируется только практикой! Если ребёнку
не хочется читать, договоритесь:
например, 3 страницы он читает
сам, а потом вы читаете ему вслух.
5.Не ставьте в пример других ребят, не ругайте ребёнка.
Делайте акцент на успешности ребёнка! |